21.08.2023
Советы по организации самообразования воспитателя в МБДОУ
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению
своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической
и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого
периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает
определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного
учреждения могут быть:
·
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного
воспитания;
·
Изучение учебной и научно-методической литературы;
·
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии,
анатомии, физиологии;
·
Изучение новых программ и педагогических технологий;
·
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
·
Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального
развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования
соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
·
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и
развития;
·
Формирование основ педагогического мастерства;
·
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
·
Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса
с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного
образования;
·
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу,
применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных,
творчески-работающих воспитателей:
·
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в
контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального
заказа общества;
·
Проявление творческого потенциала педагога;
·
Пропаганда своих достижений;
·
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
·
Овладение методикой работы с детьми;
·
Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
·
одна из годовых задач ДОУ;
·
проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
·
пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от
поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима
воспитателю:
·
в определении темы, целей и задач;
·
в планировании работы по самообразованию;
·
в ходе реализации плана;
·
в изучении и анализе результативности своей работы.