Образовательная программа МБДОУ - детского сада №250
Описание образовательной программы
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детского сада № 250 предназначена для детей
раннего и дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет), развивающихся в пределах возрастной
нормы. Программа спроектирована на основе ФГОС ДО и ФОП ДО.
Цель реализации образовательной программы
в соответствии с ФОП ДО.
Учитывая
содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том
числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного
для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Программа,
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена
на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач
(п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
· обеспечение единых для Российской Федерации
содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
· охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
·
приобщение
детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского
народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру,
становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
·
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
·
создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
·
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
·
формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение
развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных
и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности
и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
·
формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим
и физиологическим особенностям детей;
·
обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей;
· обеспечение преемственности целей, задач
и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
· достижение детьми на этапе завершения
ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования
1) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
Программа Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада № 250, в том числе категории
детей с ограниченными возможностями здоровья) при организации содержание воспитательно-образовательного
процесса в соответствии с ФОП ДО.
МБДОУ – детский сад № 250 функционирует
в режиме 5-дневной рабочей недели, с 10,5 часовым пребыванием. Воспитание и обучение
в детском саду ведется на русском языке.
С учетом
возрастных особенностей контингента воспитанников в учреждении сформировано и функционирует 10 групп общеразвивающей
направленности.
По возрастным характеристикам:
- группа раннего
возраста (2-3 лет) – 2;
- младшая группа (3-4
года) – 3;
- средняя группа (4-5
лет) – 2;
- старшая группа (5-6
лет) – 1;
- подготовительная к
школе группа (6-7 лет) – 2;
2) Ссылка на федеральную программу Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847) Номер опубликования: 0001202212280044
Дата опубликования: 28.12.2022 – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
3) Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются родительским договором,
включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия.
Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования усилия педагогического
коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение единых целей. Преемственность
между родителями и дошкольным учреждением осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве
и доверительном отношении при создании единого пространства развития и воспитания
ребенка.
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный
институт – интимно-личностную связь и изначальное единство с родными. Поэтому воспитательные
отношения семьи и ДОО строятся на признании приоритета семейного воспитания. При
тесном взаимодействии с родителями достигается основная цель – вовлечение семьи
в образовательный процесс.
Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах
- Открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе.
Взаимодействие с родителями:
С целью построения эффективного взаимодействия
семьи и ДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:
Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных,муниципальных
нормативно-правовых документах, а также с Уставом ДОО, договорами сотрудничества,
регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности
семьи и дошкольного образовательного
учреждения;
Информационно-коммуникативными: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемой программы,
быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и
проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОО;
Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение
прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление
права родителям участвовать в разработке
индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения
семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
Потребностно-стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на
результатах изучения семьи.
Информирование
Информационные стенды; выставки детских
работ; личные беседы; общение по телефону; родительские собрания; официальный сайт
ДОО; общение по электронной почте
Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической
компетентности, семейных ценностей
Социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата
семьи:
- беседы (заведующий, старший воспитатель,воспитатели);
- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;
- анкетирование;
- проведение мониторинга потребностей семей в удовлетворенности родителей
услугами, предоставляемыми в ДОО.
Консультирование родителей
Консультации по различным вопросам (индивидуальные, письменные, очные).
Совместная деятельность ДОУ и семьи
Организация совместных праздников
и досугов; участие в конкурсах, акциях; выставки семейного творчества; субботники;
ремонт прогулочных площадок экскурсии.
Просвещение и обучение родителей
По запросу родителей или по выявленной проблеме:семинары-практикумы; приглашения
специалистов; официальный сайт ДОО; творческие задания; папки-передвижки.