Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 250 620023, г. Екатеринбург, ул. Патриотов, 10-а тел. (343)263-46-47, 263-47-53, mdou250@eduekb.ru, http://250.tvoysadik.ru Принято на Педагогическом совете МБДОУ-детский сад №250 Протокол № 1 от 31.08.2022 УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2023 – 2024 учебный год МБДОУ - детского сада № 250 Екатеринбург 2023 Пояснительная записка Модернизация образования связана с повышением его качества, обновлением содержания, изменением приоритетов педагогической деятельности. Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного образования, которое должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии и направленно на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Учебный план составлен в соответствии с нормативными документами: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (пункты 1, 6 статьи 12; пункты 2, 3, 6 статьи 28; пункты 1, 2, 4, 5, 6, 8 статьи 33; пункты 1статьи 34; пункт 1 статьи 41; пункты 1,2, статьи 42, пункты 1,2,3 статьи 64); Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Устав МБДОУ. Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности. Основная цель учебного плана МБДОУ – детский сад №250: регламентировать непрерывную образовательную деятельность в ДОУ, определить её направленность, установить виды и формы организации, их количество в неделю. МБДОУ - детский сад общеразвивающего вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В состав МБДОУ входят 10 групп общеразвивающей направленности. Образовательная программа направлена на решение следующих задач, сформулированных в ФГОС ДО, среди которых: - задачи, связанные с образованием дошкольников, в том числе: формирование общей культуры личности детей; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечения равных возможностей и благоприятных условий для полноценного развития каждого ребёнка, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка; - задачи, связанные с управленческими решениями, в том числе: обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования; создание социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Общий объем обязательной части образовательной программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: непрерывную образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников в образовательном процессе в соответствии с возрастными возможностями и психофизическими особенностями Содержание образовательной деятельности с детьми строится по пяти образовательным областям, реализация которых позволяет обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Образовательные области - Социальнокоммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Физическое развитие. - Художественноэстетическое развитие; Основная часть (60%) Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40 %) Программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И.А.Лыковой Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» В МБДОУ используются различные формы организации образовательного процесса: групповые, по подгруппам и индивидуально. Одной из важных задач нашей работы является обеспечение педагогами и всеми сотрудниками ДОУ условий для успешной адаптации ребенка в детском саду. Первые две недели, в группе раннего возраста непрерывная образовательная деятельность заменяется совместной деятельностью с воспитателями. Для этого созданы комфортные условия для постепенного привыкания ребенка к условиям ДОУ. С целью логопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционирует логопункт. Деятельность логопункта направлена на устранение речевых дефектов у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе последующего школьного обучения. В зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах) предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение. Коррекционно-развивающая работа в МБДОУ реализуется в индивидуальной и подгрупповой форме. Учебный год составляет 37 учебных недель. Начинается с 1 сентября 2023 г. по 31 мая 2024 года. 1 неделя (с 01.01 – 08.01 – праздничные дни – непрерывная образовательная деятельность не проводится). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает 30-40 минут соответственно; старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. Её продолжительность в группе раннего возраста – 10 минут, в младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной к школе группе – 30 минут. В середине времени отведенного на непрерывную образовательную деятельность статического характера проводится физкультминутка не более 10 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не менее 10 минут. Поэтому в сетке НОД в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений предусмотрен следующий объем недельной образовательной нагрузки с учетом компонента ДОУ: В группе раннего возраста – 10 раз (1 час 40 мин.) В младшей группе – 10 раз (1 час 40 мин.) В средней группе – 11 раз (3 часа 40 мин.) В старшей группе – 14 раз (5 часов 50 мин.) В подготовительной группе – 15 раз (7 часов 30 минут) Среди общего времени 50% отводится непрерывной образовательной деятельности требующей повышенной познавательной активности, а 50% непрерывной образовательной деятельности физкультурно-оздоровительного, эстетического цикла. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п. Образовательная деятельность с детьми может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 8 – 10 минут для детей раннего возраста и 25 - 30 минут в день для детей старшего дошкольного возраста. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки (не менее 2 –х мин). Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию проводится 3 раза в неделю. С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются в групповом помещении по подгруппам. В теплый период года образовательная деятельность по физическому развитию проводится на открытом воздухе. Для детей старшей и подготовительной группы непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию проводится на открытом воздухе круглогодично, не менее одного занятия в неделю, при соответствующих погодных условиях, при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды. Длительность занятий зависит от возраста детей и составляет: - в группе раннего возраста – 10 мин., - в младшей группе - 15 мин., - в средней группе - 20 мин., - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. В свободное от занятий время, в совместной с педагогами и воспитанниками деятельности, проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, экскурсии, туристические походы, организуются художественные выставки детских работ. В летний период продолжительность прогулки увеличивается. Планирование и организация организованных форм жизнедеятельности детей представлена в виде таких документов как годовой календарный учебный график и учебный план по общеобразовательной программе дошкольного образования.