1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Информационная справка 1. Целевой раздел 1.1.Цели и задачи программы 1.2.Адресность дополнительной образовательной программы 2. Содержательный раздел 2.1.Способы, формы реализации программы дополнительного «ПишиЧитай-Ка» 2.2.Модуль дополнительной образовательной программы образования 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Материально – техническое оснащение. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды 3.2.Методические материалы 3.3.Условия организации и проведения работы по дополнительному образованию в ДОУ 3.4. Организация работы в ДОУ 3.5. Учебный план 3.6. Календарный учебный график 3.7. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования 4. Оценочные материалы 4.1.Форма контроля достижения воспитанников ДОУ 4.2.Карта мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе 4.3.Мониторинг уровня содержательно –логического развития детей Заключение Приложение: Рабочая программа к дополнительной образовательной программе «ПишиЧитай-Ка», модуль: «Читая играю» 2 Пояснительная записка Программа дополнительного образования МБДОУ - детский сад №250 является нормативным документом. Программа разрабатывалась в соответствии с Конвенцией о правах ребенка ООН; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. 1155; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 декабря 2020 г. № 28 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648 – 20; Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»; Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Устав МБДОУ. Одной из главных задач МБДОУ является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиНа и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено основной общеобразовательной программой. Реализация содержания программы дополнительного образования детей детского сада, осуществляется педагогами дополнительного образования. Они работают в тесном контакте с воспитателями и друг с другом. Теоретико-методической основой программы дополнительного образования детей в МБДОУ являются идеи интеграции двигательной и познавательной деятельности, личностно-ориентированного и индивидуального подхода (В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской, М.А. Правдов, С.О. Филиппова и др.). В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. Свободный выбор ребёнка есть существенный признак дополнительного образования поэтому, в широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет. Численный состав групп до 20 человек. Режим проведения учебных занятий 2 раза в неделю по 30 минут. Таким образом, образовательная программа «ПишиЧитай-Ка» рассчитана на 72 учебных занятий в год. 3 Информационная справка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 250 Адрес: 620023, г. Екатеринбург, ул. Патриотов, 10а Телефон: 8(343)263-46-47; 8(343)263-47-53 Учредитель: Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Адрес учредителя: 620014, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а Контактный телефон учредителя: 8(343) 371-27-37 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 250, функционирует с 25.11.1976 года на основании Устава; Заведующий МБДОУ – Рыкова Татьяна Валерьевна В детском саду оборудованы: Музыкально-спортивный зал ИЗО – студия Медицинский кабинет Пищеблок В МБДОУ функционируют 10 групп в возрасте от 2 до 7 лет; Фактический списочный состав – 300 детей; Режим работы дошкольного учреждения – 10 часов, Рабочая неделя -5 дней Целевой раздел В рамках образовательной программы и в соответствии с уставными целями и задачами, отбирая содержание работы кружков, педагогический коллектив ориентировался на требования педагогической целесообразности организации детей, учитывая запросы родителей (законных представителей) воспитанников. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Целостное и непрерывное развитие ребенка происходит в процессе целенаправленного воспитательно-образовательного воздействия. Высокий уровень профессионализма позволяет сотрудникам МБДОУ поддерживать качественный уровень оказания дополнительных образовательных услуг. Актуальность программы. Актуальность разработки программы «ПишиЧитай-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы. Предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению 4 чтению и грамоте на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Данная рабочая программа разработана на основе авторской системы обучения грамоте и чтения Л.Ю.Бондаревой Обучение строится на основе пособия Упражнения на каждый день: «Обучение грамоте дошкольников» и дидактических материалов в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами», (автор Н.В. Дурова). В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала. Который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Педагогическая целесообразность. Образовательная программа «ПишиЧитай-ка» носит социальнопедагогическую направленность, в ходе реализации происходит преодоление у детей недоразвития некоторых психических функций, то есть коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха и восприятия, мышления; логического и ассоциативного. Овладение навыками уверенного слогового чтения. Приобретения умения безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д Конспекты занятий содержат большое количество кроссвордов, загадок и стихотворений, причем грамматические и лексические задания «вплетены» в стихотворный текст. И ребенку необходимо максимально сосредотачивать свое слуховое внимание для того, чтобы уяснить цель предлагаемого занятия, но это не утомляет детей, а способствует их высокой активности и заинтересованности. Практически все занятия строятся на различных игровых сюжетах: «Путешествие вместе с Алисой по Стране Чудес», «Путешествие на корабле-загадке» и т. д. Упражнения и задания даются не от лица педагога, а различных сказочных персонажей этого занятия. Упражнения и развивающие игры органично вплетаются в сюжет занятия, в том числе и тематические динамические разминки, и зрительная гимнастика. Внутри одного конспекта занятия есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают пока еще низкий уровень знаний и навыков, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. После курса обучения по данной программе динамика развития детей достаточно высокая и соответствует (на конец учебного года) рамкам ФГОС, а по некоторым параметрам превышает его (развитие звукобуквенного анализа и синтеза). Психологически обоснована быстрая смена деятельности в течение занятия — через каждые несколько минут, что не дает детям возможности отвлекаться, уставать. Поэтому, на первый взгляд, может показаться, что занятие 5 слишком насыщено играми и заданиями, но все это вполне укладывается в рамки 25—30 минут. В занятиях очень гармонично и в системе используются здоровьесберегающие методики: зрительная гимнастика, смена статичных и динамичных поз, динамические разминки, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и снятие напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, подвижные игры речевого характера, авторские ортопедические минутки, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики. Идет работа по выработке мотивации к сохранению здоровья. Эти упражнения занимают совсем немного времени на занятии, но в конечном итоге каждый ребенок усваивает навык правильной осанки, учится снимать напряжение с мышц шеи и плечевого пояса, глаз. Внутри одного занятия все время происходит смена позы ребенка; в конечном итоге дети показывают высокие результаты при усвоении материала, не спешат «выбежать» побыстрее для разминки, потому, что все это было в достаточной мере педагогом предложено на занятии. 1.1. Цели и задачи программы Цель программы: формирование элементарных навыков чтения группы детей с различным уровнем имеющихся у них на данный момент знаний и навыков: от не умеющих читать до читающих бегло целыми словами и слогами. На занятиях по обучению чтению ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: Задачи: Обучающие: 1. Поэтапное обучение детей чтению. 2. Актуализация знаний детей о звуках и буквах алфавита (понятия и признаки гласных и согласных звуков, звукобуквенный анализ и синтез). 3. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, а так же различным способом делением слов на слоги, пользуясь моделями слов и слогов. 4. Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова). Развивающие: 1. Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия: 2. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; 3. Развитие навыков плавного слогового чтения. 6 4. Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи. Воспитательные: 1.Формирование мотивации к обучению, к сохранению своего здоровья, 3. желание помочь другому (животному или сказочному персонажу), 4. выработка у детей волевых качеств. 1.2. Адресность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа ориентирована на удовлетворение, как желаний родителей (законных представителей детей), так детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации данной программы 1 год. Форма организации занятий –групповая (до 20 человек). Основной формой работы с детьми является игровое занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей по 25-30 минут: В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Режим занятий. Количество недель Количество занятий Количество часов 36 72 72 Количество групп по программе дополнительного образования зависит от количества поданных гражданами заявлений. Наполняемость группы детей для занятий в кружках по программе дополнительного образования не более 20 человек. Основание для отчисления – заявление родителей Методические условия реализации программы Организационная структура занятий предоставляет обучающимся детям возможность для самореализации. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно-поискового характера. Структура Занятия 7 Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина. Начинается оно с представления детям изучаемого звука: • представление звука: • соотнесение с каким-либо неречевым звуком; • знакомство с артикуляционным укладом при его произнесении; • характеристика звука: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий»; • выделение звука на слух из рада звуков, из слов, в дальнейшем — из предложений. Далее идет знакомство с буквой: • закрепление образа буквы, которая стилизована (врисована в какой-нибудь предмет); • сравнение образа изучаемой буквы с ранее изученными буквами, близкими по написанию; • чтение слогов и слов с этой буквой; • применение разных способов чтения (чтение по ступенькам, по веревочке, по горкам и т.д.). Далее идут игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания и восприятия, для развития связной речи и обогащения словарного запаса. Каждый ребенок, участвует в работе по выполнению предложенного игрового задания, рассказывает о ходе выполнения задания. На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными учебными видами деятельности (Социально - коммуникативным, речевым, познавательным, и др.). Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на занятиях развития речи, окружающего мира: коммуникация – развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; «Чтение художественной литературы» произведений для обогащения содержания. использование художественных 8 «Познание» - расширение кругозора в сфере изучения природы, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере ФЭМП – понятие пространства, работа с геометрическими фигурами; Содержание кружковой работы в нашем детском саду направлено на: творческую самореализацию ребенка; интеллектуальное и духовное развитие; взаимодействие педагогов с семьей. Педагоги нашего детского сада уделяют особое внимание максимальному использованию образовательного пространства для организации свободной, разнообразной деятельности детей по интересам, симпатиям, склонностям и уже накоплен положительный опыт. Благодаря творческим педагогам дети имеют возможность проявить и раскрыть творческие способности. 1.3. Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования Результатом освоения дополнительной образовательной программы является достижение уровня, представленного в целевых ориентирах ФГОС ДО. В ходе реализации программы обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий. Дети должны уметь после курса обучения: ♦ делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова; • производить анализ слов из 8—9 звуков; • находить место определенного звука в слове, называть «соседей» этого звука; • четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости; • уметь самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу; • владеть схематическим звуковым разбором слова; • определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова; • составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения; • владеть достаточным лексическим запасом; • дети 1-й группы совершенствуют навык чтения, дети 2-й группы самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и целыми словами; 9 • иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия и внимания; • овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению; • у детей отмечается очень хорошее развитие мотивации к сохранению своего здоровья. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики 2. Содержательный раздел 2.1. Способы, формы реализации программы дополнительного образования «ПишиЧитай-ка» В ходе проведения занятий как основные используются следующие методы и подходы: - игровой; - индивидуальный; - личностный; - продуктивный; - проблемно-поисковый. В процессе активной работы большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним. 2.2. Модуль дополнительной образовательной программы Реализация дополнительной общеобразовательной программы предусматривает организацию кружка «ПишиЧитай-Ка». Содержание образовательных программ конкретизируют содержание основной образовательной программы, являются средством оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса. 10 Программа дополнительного образования принимается Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения в начале учебного года. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательной нагрузки на ребенка в течении дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составляется единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность (занятия) по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня. Основными формами реализации разделов дополнительной общеобразовательной программы детей, являются: фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка); индивидуальные занятия, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка в т.ч. его ограниченных особенностей здоровья. Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся не умеющим читать и путающим буквы, после окончания первого года обучения, овладеть навыками уверенного слогового чтения. Безошибочно составлять звуковые схемы слов, иметь развитый фонематический слух и т. д. Потому что, обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в дидактической игре. В конспекте каждого занятия есть как задания с усложнением для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих подгрупп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3—4 минуты) смена задания или упражнения. Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображения предметов, стилизованных и «зашумленных» букв, букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания, игр типа «Что изменилось?», «Определите по контуру нарисованный предмет» и т. д. Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения; по веревочке, по ступенькам, по ломаной линии, по волнам и т. д. Это совершенствует плавное слоговое чтение. На развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет наличие множества заданий по 11 выделению звука из состава слова, определению его места, «соседей» звука, по составлению звуковых схем и моделей слова. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений с мышц. 3. Организационно – педагогические условия 3.1. Материально - техническое оснащение. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды развития познавательных интересов и творческого мышления. Среда должна стимулировать эмоциональную активность детей, присущее им желание познавать, побуждать к интеллектуального развития ребенка умеющего читать. Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации интеллектуального развития Средства обучения: Обязательное оборудование составляет: ♦ магнитная доска, магнитные буквы и цифры; ♦ фланелеграф; ♦ наборное полотно; ♦ печатные буквы большого формата; ♦ разрезные азбуки; ♦ зрительные символы на фронтальной стене помещения для проведения зрительной гимнастики (это могут быть 4 яркие предметные картинки большого формата или 4 игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной стены, у верхнего и нижнего ее края, зрительные символы время от времени меняются); ♦ ковер на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении «Сидя на пятках», в позе «Лотоса». Материально – техническое оснащение занятий: - доска – 1 шт. - магнитная доска – 1 шт. 12 - столы – 10 шт. - стулья – 20 шт. - мольберт - 1 шт. Комплект материалов, инструментов и оборудования: - карточки с печатными заглавными и прописными буквами. - касса букв и слогов; лото. - наборное полотно. - карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов. - карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы. - карточки и схемы составления предложений. - магнитная азбука. - символические обозначения звуков. - цветные карандаши. 3.2. Методические материалы 1. Л.Ю. Бондарева, Пособие для занятий по обучению грамоте дошкольников и младших школьников Ярославль, Академия развития 2007г. 2. Н.А.Завьялова, Е.В. Лукина, Н.К. Живолупова, Н.И. Билык. Интегрированный курс подготовки детей к школе. Волгоград, Учитель, 2005. 3. Н.В. Дурова Обучение дошкольников грамоте: дидактические материалы в четырёх книгах. Поиграем в слова, От слова к звуку, от звука к букве, Читаем сами. М., «Школьная Пресса» 2006. 4. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010. 5. Агеева И. Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Творческий центр. Сфера, 2005. 6. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. 7. Дорофеева А. М. Уроки грамоты. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 8. В.В. Мамаева, «Как помочь ребёнку научиться читать», Санкт- Петербург, 2006 г. 9. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. М.: ГномПресс, 10. Ломбина Т. И. Читайка. М.: Рипол Классик, 1999. 11. Лопухина И. С. Логопедия. (Звуки, буквы и слова. ) Спб., Дельта, 1998. 12. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1979 13 Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать!.. Спб.: Детство-Пресс, 2000. 3.3. Условия организации и проведения работы по дополнительному образованию в ДОУ 13 Кружок «ПишиЧитай-ка» создан в детском саду для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет в соответствии с целями, годовыми задачами, направлениями в работе, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. Организация работы кружка регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения. Кружок «ПишиЧитай-ка» организует и проводит педагог дополнительного образования, работающий с детьми в ДОУ. Продолжительность занятий детей не превышает возрастных нормативов. 3.4. Организация работы в ДОУ Дополнительная образовательная работа проводится в ДОУ еженедельно, в вечернее время в соответствии с сеткой НОД. Основная цель организации ДОУ - предоставление возможностей для дополнительного интеллектуального развития детей. Дополнительные занятия проводятся в специально оборудованном помещении (ИЗО-студии). Опыт других ДОУ показывает, что дети, занимающиеся в кружках и студиях, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования города, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские коллективы становятся постоянными участниками смотров-конкурсов, фестивалей детского творчества. Многочисленны и личные достижения отдельных воспитанников на различных спортивных соревнованиях. Направление дополнительных образовательных услуг, оказываемых специалистами учреждения, определены в соответствии с запросами родителей воспитанников. Все занятия проходят, не превышая нормы санитарных правил по количеству образовательной нагрузки на одного воспитанника в неделю и длительности проведения. 3.5. Учебный план Приложение № 1 к программе Календарно-тематический план для детей 5 – 6 лет Тема Количество часов Введение в образовательную программу диагностика. 2 Знакомство с предложением. 4 Закрепление знаний о слове и предложении. 2 14 Знакомство со слогом. 4 Закрепление знаний о слоге. Знакомство с односложными словами. 2 Экскурсия в библиотеку. Работа с известными детскими книгами. 1 Дифференциация гласных звуков от согласных. 4 Гласный звук А, буква А. 2 Гласный звук У, буква У 2 Гласный звук О, буква О 2 Закрепление знаний о звуке и букве О. Дифференциация 2 гласных звуков и букв А, О, У Экскурсия в библиотеку. Классификация неизвестных букв на стеллажах с книгами. известных и 1 Обобщение знаний о звуках и буквах А, О, У 2 Согласный звук М (Мь), буква М. Закрепление знаний 2 об изученных буквах и звуках (А, О,У) Согласный звук С(Сь), буква С 2 Закрепление знаний о звуках и буквах А, О, У, М, С. 4 Дифференциация гласных от согласных звуков. Экскурсия в библиотеку. Работа по сюжетным картинкам. 1 Звук Х (Хь), буква X 2 Звук Щ, буква Щ 2 Звук Л (Ль), буква Л. 2 Дифференциация Л — ЛЬ 2 Гласный звук Ы, буква Ы 2 Звук Н (Нь), буква Н 2 Согласный звук Н (Нь), буква Н 2 Согласный звук Р (Рь), буква Р 2 Звук (Кь), буква К. 2 Согласный звук П (Пь), буква П 2 Согласный звук Т (Ть), буква Т 2 Закрепление знаний об изученных гласных и согласных звуках. 8 15 Экскурсия. Чтение названий известных детских авторов. 1 Диагностика. 2 ИТОГО: 72 Календарно-тематический план для детей 6 – 8 лет Дата Тема Количество часов Введение в образовательную программу 2 Гласный звук И, буква И 2 Согласный звук В (Вь), буква В 2 Согласный звук 3 (ЗЬ), буква 3 2 Дифференциация звуков С—3 2 Согласный звук Ж, буква Ж 2 Дифференциация Ш—Ж 2 проведения Экскурсия в библиотеку. Работа с известными 1 детскими книгами Согласный звук Б (Бь), буква Б 2 Согласный звук Г(Гь). буква Г 2 Дифференциация звуков Г—К 2 Согласный звук Д (ДЬ), буква Д 2 Звук Й, буква Й..... 2 Дифференциация звуков и букв И и Й. 2 Буква Е 2 Закрепление знаний о букве Е 2 Экскурсия. «Знакомство с историей создания 1 книги». Буква Ь 2 Буква Ь в конце и середине слова 2 Буква Я 2 Закрепление знаний о букве Я 2 16 Буква Ю 2 Закрепление знаний о букве Ю 2 Буква Ё 2 Закрепление знаний о букве Ё 2 Буква Э 2 Согласный звук Ц, буква Ц 2 Экскурсия в библиотеку. «Чтение и пересказ 1 сюжетов из книг известных детских авторов». Закрепление знаний о глухом согласном звуке Ц, 2 букве Ц Согласный звук Ф(Фь), буква Ф 2 Согласный звук Ч, буква Ч 2 Согласный звук Щ (Щь), буква Щ 2 Закрепление знаний о звуках и буквах, слове и 8 слогах, о составе предложения. Экскурсия в библиотеку. «Что мы знаем о 1 книге». Диагностика 2 ИТОГО: 72 Приложение № 2 к программе ДИАГНОСТИКА Одна и та же диагностика проводится в начале и конце учебного года без изменения содержания. Это очень показательно для просмотра динамики развития детей. А) Уровень овладения чтением: беглое чтение целыми словами; уверенное слоговое чтение; медленное слоговое чтение; побуквенное чтение; попытки чтения или отказ от него по причине незнания букв. 17 Пояснение. Необходимо выяснить при комплектовании подгрупп детей уровень овладения чтением. Это важно сделать. Так как материал пособия предусматривает два уровня сложности изучения материала (для умеющих читать и не умеющих). Б)Уровень развитая слогового анализа (умение делить слова на слоги, называть их последовательность): ♦ деление на слоги слов из двух слогов (Маша, лето); ♦ деление на слоги слов из трех слогов (машина, паровоз); ♦ деление односложных слов (мак, дом). В) Уровень развития звукового анализа Педагог. Назови по порядку звуки слова: «Ах»; «Лак» (Сон, дым); «Мост»; «Кукла»; «Сорока»; «Чемодан»; «Черепаха». Пояснение. Педагог проверяет и отмечает цифрой, сколько звуков в слове называет правильно. Г) Уровень развития звукового синтеза Педагог. Какое слово я хочу сказать? МАК С,Т,О,Л Ч.А,Ш,К,А М,0,Л,0,К,0 В,0,Р,О,Б,Е,Й Пояснение. Педагог произносит звук слова отрывисто, без призвука («М», но не МЭ»). Затем отмечается цифрой, сколько звуков слова ребенок смог слить воедино и назвать безошибочно целое слово. Д) Умение отличать гласные от согласных, называние всех гласных. Педагог. Назови гласные звуки или назови звуки, которые можно петь. Пояснение. Педагог записывает буквами все звуки, которые верно и неверно называет ребенок. Так как необходимо к концу года четкое различение гласных от согласных, в начале года надо выяснить, какие знания уже есть у детей о гласных звуках. Е) Уровень развития зрительного гнозиса (узнавания) Педагог. Напиши печатными буквами свое имя. Запиши цифры: от 1 до 9. Напиши буквы К Р В Б 3 Я С. 18 Можно показать карточку, где цифры и буквы написаны попарно: правильно и зеркально. Попросить выбрать верный вариант. Пояснение. Задания выявляют детей, у которых имеются нарушение или недоразвитие оптического восприятия, так как эти ребята пишут буквы и цифры в зеркальном изображении. • Показываются картинки, где контуры трех предметов нарисованы один на другом (врисованы друг в друга). ♦ Показываются картинки, где предметы нарисованы с недостающими деталями (заяц без уха, машина без колеса и т.д.). Пояснение. Как правило, дети 6—8 лет узнают предметы, но следует отметить в диагностике замедленность или неуверенность при ответе. Недоразвитие зрительного гнозиса у ребенка может привести к нарушению письменной речи при обучении в школе. Поэтому, выделяем условно этих детей в «группу риска», подбираем дополнительно материал для развития оптического предметного и буквенного узнавания. Ё) Уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия (различения звуков) Педагог. Повтори то, что услышишь: та-та-дада-та-дада-да-да; ва-ва-фа фа-ва-фа ва-ва-ва; са-ша-ша ша-са-саса-са-ша; Покажи на картинке, где «гора», а где «кора», гости-кости, йод-лед и т. д. Пояснение. Используются элементы традиционного логопедического обследования для выявления детей с недоразвитием фонематического слуха, что также может привести в дальнейшем к нарушению процессов письма в школе. Эта небольшая по объему и занимаемому времени диагностика поможет педагогу скомплектовать из детей подготовительной группы подгруппы по 6—8 человек. Подгруппы отличаются друг от друга степенью сформированности процессов чтения. В .материале пособия используются задания двух степеней сложности. 1 -я группа — умеющие читать бегло целыми словами; умеющие читать по слогам достаточно быстро. 2-я группа — читающие по слогам медленно; путающие буквы; читающие побуквенно. Педагог также отмечает детей с нарушениями зрительного восприятия и фонематического слуха. (Для них необходим подбор дополнительных заданий и возможен подбор подобных игр и упражнений из материалов пособия.) 19 Конечно, учебный материал для этих групп детей надо подбирать дифференцированно. Таким образом, для детей 1 группы можно использовать задания для совершенствования у них навыков чтения; можно раздавать карточки с заданием, написанным печатными буквами; можно подкреплять некоторые упражнения после выполнения прочтением ответов для самоконтроля. Детям второй группы необходимо отбирать материал по принципу «от более простого к сложному». Таким образом, внутри одного конспекта занятия существуют как общие задания для этих групп, так и различающиеся по степени сложности. ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА Методику работы со звуковой линейкой см. в книге Максаков А. Я., Ту-макова Г. А. Учите, играя. М., 1979. Использование звуковой линейки Большую помощь в осознании того, что звуки следуют один за другим оказывает именно звуковая линейка. Педагог произносит слово «ДОМ», ребенок, проговаривая первый звук «Д», выдвигает полоску-вкладыш вправо. При этом открывается первое окошко линейки, которое контрастно окрашено в сравнении с поверхностью линейки для того, чтобы дети зрительно контролировали проговаривание звуков. При произнесении всех трех звуков слова «ДОМ» открывается три окошка линейки. При этом следует контролировать детей, чтобы звуки проговаривались без призвуков (Р. но не РЭ; Б, но не БЭ и т. д.). Варианты использования звуковой линейки Можно определять количество и последовательность всех звуков в слове. Можно находить место определенного звука в составе слова. Например, задание: найти на звуковой линейке место звука «Р» в словах: рыба, крот, шары, двор. 3.6. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность педагога с ребенком. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса применяются: - коллективные и групповые игры; - открытые занятия для родителей; - праздники. Система образовательных технологий реализации дополнительной образовательной программы строится на основе принципов развивающего обучения, обеспечивающих позицию ребенка как полномочного субъекта образовательной деятельности, направленного на развитие всей совокупности 20 качеств личности, активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей воспитанников. В системе образовательных технологий ведущими являются: - игровая технология, предполагающая применение дидактических (сюжетные, ролевые игры и игры-драматизации), познавательных, развивающих и творческих игр; - информационные технологии применяются в целях повышения эффективности использования наглядности, развития наглядно-образных представлений и эстетической воспитанности воспитанников. Организация образовательного процесса регламентируется графиком проведения занятий. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Продолжительность реализации каждого раздела дополнительной образовательной программы составляет не менее 36 недель. Продолжительность каникул соответствует каникулам воспитанников ДОУ. Дополнительные каникулы – не менее 7 дней (январь); Продолжительность занятия составляет 10 – 30 минут. Обязательные требования к организации образовательного процесса является обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний детей. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз, профилактика нарушений осанки, плоскостопия. В оздоровительных целях созданы условия для реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности – динамические паузы в середине занятий; подвижные игры. Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеобразовательной программы. Формы ознакомления с дополнительной общеобразовательной программой: индивидуальные консультации; родительские собрания; использование ресурсов официального сайта дошкольного образовательного учреждения. Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах: общие родительские собрания; индивидуальных собеседований и консультаций; ежегодного публичный доклад заведующей дошкольного образовательного учреждения. 21 Прекращение реализации дополнительной общеобразовательной программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях: признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. нежелания воспитанником осваивать дополнительную общеобразовательную программу; неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг; противопоказания по состоянию здоровья. Процедура реализации дополнительной образовательной программы включает: подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации дополнительной общеобразовательной программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной программы; ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Освоение или не освоение ребенком дополнительной общеобразовательной программы не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем. 22 4.1. № п/п Карта мониторинга результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе Показатели Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Методы 1.Теоретическая подготовка дошкольника 1.1. Теоретические знания Соответствие Низкий уровень (ребенок не овладел в (по основным разделам теоретических достаточной степени знаниями и умениями, учебно – умений и навыков предусмотренных программой); тематического плана ребенка Средний уровень (ребенок усвоил знания и программы) программным умения программы и справляется с заданием с требованиям помощью взрослого) Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период и выполняет задания самостоятельно). 1.2 Владение специальной Осмысленность терминологией правильность использования специальной терминологии Наблюдения, беседы, опрос и Низкий уровень (ребенок как правило, избегает Собеседование, наблюдение употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Высокий уровень (специальные термины ребенок употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 2. Практическая подготовка дошкольника 2.1 Практические умения Соответствие Низкий уровень (ребенок не овладел в Практические 23 и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно – тематического плана программы) практических умений и навыков программным требованиям 2.2 Владение специальным Отсутствие оборудованием и затруднений оснащением использовании специального оборудования оснащения 2.3. Творческие навыки Креативность выполнении практических заданий достаточной степени знаниями и умениями, предусмотренными программой); Средний уровень (ребенок усвоил знания и умения программы и справляется с заданием с помощью взрослого); Высокий уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой, за конкретный период и выполняет задания самостоятельно). Низкий уровень умений в (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); • Средний уровень (работает с оборудованием и с помощью педагога); • Высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). в Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); • Репродуктивный уровень(выполняет в основном заданияна основе образца); •Творческий уровень (выполняетпрактические задания с элементами творчества) задания Практические задания Практические задания 24 25