Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В
групповых помещениях МБДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение
укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими
коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник.
При
организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья имеется специально оборудованная сенсорная комната, коррекционное оборудование: массажные мячи,
набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты, батуты, релаксационное
оборудование, ножной и ручной балансир, световая песочница, Юнгианская песочница, световые модули, светильник релаксант.
В
МБДОУ № 250 функционирует Психолого-педагогический консилиум.
Официальный
сайт МБДОУ имеет версию для слабовидящих.
Дети
с ОВЗ и инвалиды участвуют в
образовательном процессе на общих основаниях.
Специально оборудованные учебные кабинеты
С
целью логопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционирует
логопункт. Деятельность, которого направлена на устранение речевых дефектов у
детей (совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение
словарного запаса), а также на предупреждение возможных трудностей в процессе
школьного обучения (профилактика дисграфии, совершенствование познавательных
процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе). Деятельность
учителей-логопедов осуществляется в специально оборудованным логопедическим
кабинетом.
Кабинет учителя-логопеда.Кабинет логопеда оснащен персональным планшетом с выходом в интернет, методической литературой, пособиями, материалами для педагогической деятельности. Имеются шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы и т.д
Имеется
специальное оборудование:
логопедическим
столом с зеркалом;
индивидуальным
зеркалом для работы с детьми;
логопедическими
зондами и шпателями; ватой стерильной, чистым полотенце;
магнитно-маркерной
доской.
Кабинет педагога-психолога.Кабинет оснащен необходимым оборудованием, где организована коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в соответствии с образовательными задачами.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Помещения групповых ячеек. Предназначены для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанников.
Музыкально-спортивный
зал. Предназначен для решения задач музыкального воспитания и физического
развития детей. Оснащён современным оборудованием: интерактивная доска,
мультимедийный программный комплект, синтезатор, звуковые колонки, музыкальные
инструменты, спортивные комплексы, учебно-методические материалы, дидактические
игры, атрибуты для спортивных и музыкальных игр, досугов и развлечений.
Внутреннее
пространство учреждения, помимо групповых комнат и музыкально-спортивного
включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
-
кабинет учителя логопеда – 1
- кабинет педагога-психолога - 1
-
кабинет дополнительного образования – 1
-
музейный центр «Русская изба» – 1
-
соляная комната – 1
-
познавательные центры по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности
– 1
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе детского сада созданы речевые
уголки, включающие в себя:
Уголок развития речи: книжный уголок, речевой уголок
«Учимся говорить правильно» развивающие игры, наборы сюжетных и предметных
картинок. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Театральные уголки с различными видами театров.
Настольные игры.
Сюжетно-ролевые игры для ознакомления с миром взрослых и профессия.
В методическом кабинете находится литература: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Имеется необходимая методическая, художественная литература и учебно-наглядные пособия,
Дети с ОВЗ и инвалиды имеют возможность свободно пользоваться художественной, научно-популярной литературой, учебно-наглядными и дидактическими пособиями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
В каждой возрастной группе есть физкультурный уголок с оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений, атрибутами для подвижных игр, коррекционных упражнений.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства
обучения и воспитания, используемы в МБДОУ для обеспечения образовательной
деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации
ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических
ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных
задач в оптимальных условиях.
Средства
обучения подразделяются на следующие виды:
печатные-
учебники, пособия и др.;
электронные-
мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные-
слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные
плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные-
муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные-
спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание МБДОУ малогабаритных групп населения центральный вход оснащен телескопическим пандусом. Для инвалидов по слуху и зрению предусмотрено дублирование информации. При входе в здание МБДОУ установлен тактильно-звуковой информатор НОТТ, визуально-аккустическое табло "Рубин" с пультом управления, вывеску с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненой рельефно точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. У центрального входа в здание размещена кнопка вызова сопровождающего для инвалидов (лиц с ОВЗ). В детском саду имеется навигационная система, сменные кресла-коляски, опоры-ходунки, тактильные направляющие, текстовая информация дублируется знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Санитарно-гигиеническое помещение оборудовано опорными поручнями; адаптационными прспособлениями для инвалидов: раковина с локтевым смесителем, травмобезопасный крючок-держатель, травмобезопасное поворотное зеркало, сенсорный дозатор для мыла, тактильные пиктограммы; имеется кнопка вызова персонала.
Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория
асфальтирована или имеет твердое покрытие.
Имеется выделенная стоянка для автотранспортных средств инвалидов на территории детского сада.
Специальные условия питания
В учреждении организовано
сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 20-дневным
меню, утвержденным приказом МБДОУ, в соответствии с действующими
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, в соответствии с
возрастом, временим прибывания в учреждение воспитанников.
Примерное 20-дневное меню разработано с
учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей
всех возрастных групп и рекомендованных суточных наборов продуктов для
организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Для детей с пищевыми аллергиями
организовано питание по специализированному 20-дневному меню с исключением
молочных продуктов (безмолочное меню).
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по
охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях:
педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ
осуществляется персоналом ДГБ № 8
Медицинский блок состоит из:
· Медицинский кабинет.
· Изолятор.
· Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем
необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим
требованиям.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении;
· осуществление систематического
медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их
заболеваемости;
· обеспечение контроля за
санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим,
гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением
санитарных норм и правил.
Деятельность МБДОУ по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей;
- путём оптимизации режима дня (все виды режима
разработаны на основе требований СанПиН);
-
осуществления профилактических мероприятий;
- контроля за физическим и психическим
состоянием детей;
- проведений закаливающих процедур;
- обеспечения условий для успешной
адаптации ребёнка к детскому саду;
- формирование у детей и родителей
мотивации к здоровому образу жизни.
В течение года варьируется физическая
нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место
уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего
дня.
Детям предоставляются оптимальные
условия для увеличения двигательной активности в режиме дня:
- физкультуры (на улице),
- в свободном доступе для детей
находятся центры физкультуры, гимнастическое оборудование,
- организуются в большом количестве
подвижные игры, физкультминутки.
Широко используются корригирующие
гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные
праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и
медицинского работника позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению
и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение
уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На официальном сайте детского сада есть опция для людей с нарушением зрения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ используются общедоступные для всех детей электронные ресурсы: интерактивная доска под руководством взрослых
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том
числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя-логопеда
содержит: ноутбук, интерактивную доску, материалы и игры по темам, дыхательные
тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания, картотеки
материалов для автоматизации и дифференциации звуков, логопедические альбомы
для обследования, предметные и сюжетные картинки по лексическим темам,
настольно-печатные дидактические игры, алгоритмы, схемы,
мнемотаблицы, методическая, дидактическая, справочная и художественная
литература.
В МБДОУ имеется переносная индукционная система ИЦР-2.
Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.
В МБДОУ имеются специалисты для предоставления инвалидам по слуху и зрению услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).
Образовательные услуги могут быть предоставлены в дистанционном режиме или на дому.
Сайт МБДОУ имеет альтернативную версию для инвалидов по зрению.